Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
1

Меню раздела

Компьютерная зависимость ребенка

Компьютерная зависимость ребенка

Понятие «компьютерная зависимость» все чаще и чаще звучит с экранов телевизоров, из средств массовой информации и других различных источников, потому что компьютер стал практически членом семьи. Он есть в каждом доме и зачастую у каждого члена семьи. Даже в семьях с небольшим достатком родители стремятся приобрести компьютер в кредит или в рассрочку, чтобы идти в ногу со временем. Куда мы без него - и для работы, и для общения, и для учебы, и фильмы посмотреть; одним словом - универсальная техника.

Подарив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоваться - сидит дома под присмотром, с дурными компаниями не дружит, все условия для учебы и саморазвития, интернет круглосуточно.

Но эта идиллия достаточно быстро заканчивается. Пока родители, занимаясь своей карьерой, личной жизнью, своими проблемами и заботами, считая, что свой родительский долг они успешно выполнили, ребенок остается без внимания. Купив компьютер и заняв ребенка таким образом, родители считают, что можно быть спокойным за ребенка, а он тем временем погружается в виртуальный мир. Мир, в котором нет запретов, нет рамок, нет условностей. Мир, где ребенок чувствует себя нужным, важным и значимым. Бить тревогу родители начинают лишь тогда, когда компьютерная зависимость уже полностью завладела ребенком. Только теперь родители замечают, что подросток не только с «плохими» компаниями не водится, он вообще ни с кем не общается, ничем не увлекается, стал плохо учиться, проявляет агрессию, стал раздражительным. Компьютерная зависимость у детей стала распространённой проблемой в современном обществе, но главное - вовремя взяться за нее. И здесь не только дело в детях, но и в родителях - семье в целом, так как не доглядели, и не додали ребенку достаточно любви, внимания, заботы и понимания.

Компьютерная зависимость – это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Обычно компьютерная зависимость становится явной проблемой у детей в подростковом возрасте, начиная с 12-15 лет. Подростковый возраст – это период формирования жизненных ценностей, налаживания социальных связей с окружающими людьми. Если эти связи не налажены или ребенок чувствует, что для него это достаточно проблематично, ему легче уйти от реальности в мир игр, где все получается и он победитель. Ребенок, страдающий зависимостью от компьютерных игр, ограничивает свой круг общения только компьютером и для него это своеобразная «норма». Он компенсировал для себя свои неудачи, неуверенность в себе и прочее, создав в компьютерном мире новый образ самого себя. Зачастую эта компенсация ведет к тому, что подросток замыкается в себе. Он перестает слушать родителей, снижается успеваемость в школе. Всегда послушный и внимательный ребенок становится раздражительным и дерзким. Его не интересуют игры и сверстники, главным увлечением и смыслом его жизни становится компьютер и виртуальные игры. Как следствие, у ребенка возникают трудности в решении реальных жизненных вопросов, отсутствует какой-либо жизненный опыт, нет реальных друзей. При этом умственный коэффициент у детей, страдающих зависимостью от компьютерных игр, достаточно высок, так как компьютерные игры развивают внимание и логику.

В чем же причины такого поведения детей?

Во-первых: это отсутствие ограничений по времени, которое ребенок проводит за компьютером и не отслеживание тематики игр. Давая полную свободу, родители делают первый шаг, подталкивающий их чадо к зависимости. Многие дети манипулируют родителями, говоря, что делают уроки, а тем самым проходят очередной тур любимой игры.

Во-вторых: это безразличие родных или недостаток эмоционального общения и тёплых отношений в семье. Если родители и остальные члены семьи не уделяют ребёнку времени, не проявляют искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием его душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его, то ребенку ничего не остается как найти замену всего этого в виртуальном мире. Также сюда можно отнести неблагоприятную обстановку в семье в целом, постоянные ссоры родителей, занятость родителей, отсутствие совместного времяпрепровождения.

В-третьих: отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером, иными словами у ребенка должна быть альтернатива.

В-четвертых: неумение ребёнка устанавливать и налаживать контакты с окружающими, заводить друзей. Возможно, ему мешает его застенчивость или неуверенность в себе, но в такой ситуации ребенку не обойтись без помощи и поддержки родителей, родных. Важно поддерживать и отмечать достижения вашего ребенка, чтобы он чувствовал свою значимость в реальном мире, мог гордиться реальными успехами.

Еще одной причиной может быть слишком завышенные требования родных к своему ребенку, его успеваемости, достижениям в спорте и т. д. Помните, у каждого ребенка свои возможности.

Основные признаки компьютерной зависимости:

  • Отрыв от работы или игры за компьютером воспринимается агрессивно, ребенок не откликается на просьбы.
  • Сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.
  • Чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно.
  • Начались проблемы с учёбой.
  • Появились проблемы в общении, частые конфликты.
  • Подросток скрывает от всех окружающих сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает.
  • Занимаясь другими делами, думает и говорит о компьютерах, играх, Интернете.
  • У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере.
  • Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.
  • Перепады настроения, раздражительность, бессонница, агрессивность, импульсивность, повышенная утомляемость.

Возникает закономерный вопрос: что делать?

Где же та тонкая грань между полезными свойствами компьютера, как двигателя прогресса, и патологией, которая разрушает психику ребенка?

С одной стороны, компьютер позволяет детям открывать мир, познавать новое, смотреть фильмы и писать рефераты, находить друзей – это все безусловно хорошо. Но зависимость наступает тогда, когда все эти новые полезные возможности отвергаются, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации и пользы.

Если ребенок сам не в состоянии отследить эту границу, взрослый может ему помочь в этом, подсказав, направив, ограничив.

Главное для родителей помнить, что подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый, и именно в этот период важны ваши участие, любовь и забота. И это будет главным профилактическим средством от компьютерной игровой зависимости. И чтобы предупредить появление компьютерной зависимости у ребенка вам необходимо:

  • Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером.
  • Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
  • Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера - может быть, ребенок начнет овладевать программированием, займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать какие-нибудь фильмы. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.
  • Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Для детей 7-12 лет компьютерная норма – 30 минут в день.

12 – 14 – летние дети могут проводить за компьютером 1 час.

Для подростков от 14 до 17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа. Должен быть обязательный выходной день, раз в неделю, когда ребенок за компьютер вообще не должен садиться.

  • Предложите другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).
  • Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).
  • Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
  • Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

Уважаемые родители, помните: компьютерные технологии – это прежде всего бизнес. А основу любого бизнеса составляет прибыль. Ваши дети инвестируют в компьютерный бизнес свое здоровье, богатство человеческих отношений и время полноценной счастливой жизни.

Пора всем нам задуматься: не слишком ли дорогую цену мы платим за удовольствие, которое получаем от компьютеров?

Ведь мы теряем нечто более ценное: то, что дается нам раз и на всю жизнь – наше здоровье!