ДЛЯ РАБОТЫ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ
Уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее - УК):
- изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 166 УК);
- насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 167 УК);
- половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
- развратные действия (статья 169 УК);
- понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).
Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком, его сверстниками, необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения:
1) физические признаки (боль при сидении, ходьбе, порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда, гематомы, ссадины, кровотечение, жалобы на боль и зуд в области гениталий, недержание мочи и др.)
2) изменения в выражении сексуальности (кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе, повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности и др.)
3) изменения в эмоциональном состоянии и общении (трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми, внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя, частая задумчивость, отстраненность, постоянная депрессивность, грустное настроение нежелание принимать участие в подвижных играх, непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее, рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку...») и др.)
4) изменения личности и мотивации, социальные признаки (прогулы занятий в учреждении образования, неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту (я ненавижу дядю Петю, я боюсь ездить в лифте)
5) изменения самосознания (снижение самооценки, отвращение, стыд,
вина, недоверие, чувство собственной испорченности, саморазрушающее поведение употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая
подверженность травмам и несчастным случаям) суицидальные разговоры и попытки и др.)
6) невротические и психосоматические симптомы (обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (wdaw/J, боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре), головная боль, боли в области желудка и сердца,
Очень важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи — это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.
Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.
Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.н. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.
Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную^ приятную забаву. -■ — -
Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
Надо, чтобы дети рассказывали родителям и классному руководителю обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
Общаясь в социальных сетах Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.
Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.
Общение с детьми - самый важный союзник родителей, который поможет вырастить здорового ребенка. Умение выслушать ребенка и поговорить с ним начистоту - вот из чего исходить, чтобы выработать у ребенка навыки, которые помогут ему избежать насилия.
раскрыть » / « свернуть