Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
1

Меню раздела

Тренинги и анкеты

Оценочная анкетатренинга

«Психологическая компетентность педагогических работников в учреждениях общего среднего образования в сфере профилактики суицидального поведения обучающихся»

Дата:

Место проведения:

Позвольте поблагодарить Вас за участие в нашем мероприятии.

Обращаемся к Вам с просьбой заполнить данную оценочную анкету, чтобы мы могли сделать процесс проведения мероприятий более качественным.

 

1. Насколько данное мероприятие соответствует Вашим образовательным запросам?

(Выделите или обведите, пожалуйста, нужную цифру)

не соответствует                                                         полностью соответствует

1

2

3

4

5

 

Комментарий

____________________________________________________________________________

 

2.Оцените, пожалуйста, отдельные аспекты мероприятия.

(Выделите или обведите, пожалуйста, нужную цифру)

 

СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ ЗАЯВЛЕННОЙ ТЕМЕ

плохо                                                                                                                 отлично

1

2

3

4

5

 

ЗНАЧИМОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

плохо                                                                                                                   отлично

1

2

3

4

5

 

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ НА ПРАКТИКЕ

плохо                                                                                                                 отлично

1

2

3

4

5

 

ПРИМЕНЕНИЕ В ХОДЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ, ФОРМ, СРЕДСТВ

плохо                                                                                                                  отлично

1

2

3

4

5

 

НАЛИЧИЕ И КАЧЕСТВО РАЗДАТОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

плохо                                                                                                                  отлично

1

2

3

4

5

 

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

плохо                                                                                                                  отлично

1

2

3

4

5

 

3. Каким образом Вы планируете использовать полученные знания?____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Ваши пожелания и рекомендации организаторам мероприятия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Нам было приятно работать с Вами, и мы обязательно учтем Ваши рекомендации.

Оставьте, пожалуйста, заполненную анкету на регистрации.

Мы гарантируем конфиденциальность Вашего отзыва. Спасибо!

 

 

 

Тренинг «Психологическая компетентность педагогических работников в учреждениях общего среднего образования в сфере профилактики суицидального поведения у обучающихся»

Пояснительная записка к программе тренинга

Цель тренинга:обучить педагогических работников распознавать
и оценивать суицидальные риски учащихся и действовать в кризисной ситуации.

 Задачи:

  • Познакомить педагогических работников с теоретическими основами и основными понятиями суицидального поведения учащихся.
  • Развитие критического мышления, направленного на преодоление ошибочных представлений в оценке суицидального риска учащихся.
  • Информировать о нормативно-правовых документах, актуально регламентирующих деятельность педагогических работников в ситуации выявления суицидального поведения у учащихся.
  • Развить навыки оценки суицидального риска учащихся.
  • Информировать о действиях педагогических работников в ситуациях выявления суицидального риска учащегося.

 

Ожидаемые результаты тренинга.

Педагогические работники овладеют знаниями о маркерах суицидального риска и способах реагирования в ситуации выявления их
у учащихся.

 

Методы и технологии:

информирование, групповые дискуссии, проблемное обучение, упражнения, репетиция поведения, ролевое проигрывание, анализ случаев, техники творческого самовыражения.

 

Программа предназначена для: учителей и классных руководителей 5- 11 классов, преподавателей колледжей и лицеев.

 

Структура программы тренинга:

Программа состоит из 8 частей, каждая из которых предполагает последовательный переход и подготовку к последующей:

Первая часть включает знакомство участников, актуализацию проблемного поля, описание структуры тренинга, информирование
о целях и содержании тренинга. Кроме того, первая часть посвящена прояснению ожиданий педагогов от встречи, организационным вопросам, необходимым дня дальнейшей работы на тренинге.

 

Вторая часть посвящена актуализации и углублению знаний педагогических работников о факторах социально-психологической дезадаптации у несовершеннолетних, раскрытию основных понятий

суицидального поведении подростков.

 

Третья часть программы направлена на информирование
о поведенческих проявлениях у несовершеннолетних, свидетельствующих о необходимости вмешательства педагогических работников для оказания помощи.

 

Четвертая часть программынаправлена на формирование знаний
о признаках неблагополучия в эмоциональной, поведенческой
и социальной сферах у подростков, свидетельствующих о необходимости вмешательства взрослых для оказания им помощи и ситуациях кризиса, стресса иливысокого суицидального риска.

 

Пятая часть направлена на формирование умений оценивать степень социально-психологической дезадаптации учащихся.

 

Шестая часть тренинга посвящена актуализациии углублению знаний нормативно-правовых документов, их содержания и алгоритма действий педагогических работников в ситуациях суицидального риска
у несовершеннолетних.

 

Седьмая часть направлена на развитие навыков проведения доверительной беседы с учащимся.

 

Восьмая часть включает разработку плана действий педагогических работников в случаях выявления суицидального риска учащихся.

 

Материалы и оборудование:

Флипчарт, широкие стикеры, ватманы, фломастеры, бумага А4.

  

 

Содержание тренинга

Ход занятия: 

Введение

 1. Представление ведущего, вводная беседа (5 мин).

Ведущий тренинга представляется, рассказывает о том, что участников ожидает на занятиях.

 

«Здравствуйте. Меня зовут ...(ведущий называет свое имя).
На тренинге мы будем говорить о факторах социально-психологической дезадаптации у несовершеннолетних, о том, что такое суицидальное поведение, как оценить степень риска и как действовать в ситуациях суицидального риска у учащегося.

 

2. Упражнение для знакомства «Литерация имени» (5 мин).

 

Упражнение направлено на знакомство участников между собой.

 

Участники стоят в кругу. Первый участник называет свое имя
и присущее ему качество на первую букву своего имени. (Например, красивый Константин Викторович, веселая Виктория Олеговна). Упражнение заканчивается тогда, когда все участники назвали свое имя
и качество.

 

3. Упражнение «Парковка тревог» (10 мин).

Упражнение направлено на подготовку участников к работе
в тренинге, определение ситуаций, которые важно обсудить на тренинге.

 

Ведущий предлагает написать на широком стикере проблему
или тему, которая представляется педагогам наиболее трудной
и вызывает особое беспокойство. Ведущий поясняет, что это может быть тема или ситуация, которая требует внимания на тренинге
для прояснения. Затем стикеры приклеиваются на флипчарт. Задание выполняется анонимно.

 

Резюме ведущего:

При подведении итогов ведущий тренинга может зачитать основные темы, вызывающие тревоги, и в дальнейшем учитывать их при выполнении следующих упражнений. Может быть и так, что некоторые темы не могут быть раскрыты на тренинге, тогда следует говорить
об этом заранее.

 

 4. Принятие правил группы (15 мин).

Для создания комфортных и безопасных условий дня педагогов, участвующих в тренинге, ведущий предлагает принять правила, которые будут соблюдаться на протяжении встречи и после тренинга.

«Во время нашего занятия все участники должны соблюдать правила. Сейчас предлагаю обсудить те правила, которые мы примем.

  • Закон пунктуальности наша сегодняшняя встреча предполагает перерыв. В связи с этим правилом опоздание на занятие после перерыва не приветствуется.
  • Каждый должен быть услышан – это значит, на занятиях
    не следует перебивать говорящего, шуметь.
  • Конфиденциальность - не обговаривать содержание общения. Если в процессе работы стала известна какая-то информация
    об участнике тренинга, она не передается другим лицам за пределами занятия.
  • Правило «Стоп» - если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может сказать «стоп».
  • Правило «Безоценочных высказываний» - участники
    не используют оценочных суждений на занятии, не критикуют высказывания друг друга, не называют высказывания глупыми. Каждый имеет право высказать свое согласие или несогласие с утверждением Например: «Я считаю) иначе», Также нельзя оскорблять других участников. Это важно.
  • Правило «Говорить за себя» - участники говорят только
    о том, что думают и чувствуют. Вместо суждений типа «обычно считается»,
    «некоторые здесь полагают», «он вечно обижается» следует использовать «я считаю», «я полагаю». Исключением являются упражнения, в которых мы будем обсуждать общепринятые суждения.

 

Правила рассматриваются и обсуждаются, записываются на лист и вывешиваются на стенку для того, чтобы все их помнили и соблюдали. Ведущий тренинга может предположить участникам добавить правила, если они считают это необходимым.

 

Комментарий для ведущего:

Принятие правил позволяет создать более доверительную остановку на тренинге, игнорировать это этап встречи нельзя. В процессе занятия участники могут нарушать правила, а также в своих рассуждениях выходить за рамки темы тренинга и конкретных упражнений. В таком случае следует возвращать их внимание на рассматриваемые темы
и принятые правила.

Основная часть:

 

5. Теоретический блок (30 мин).

Блок направлен на знакомство участников с основными понятиями суицидологии. формирование рабочего словаря в теме суицидального поведения и риска суицида.

 

Ведущий знакомит участников с основными понятиями, используя раздаточный материал или демонстрацию слайдов.

 

Суицид - сознательное лишение себя жизни. Это форма саморазрушающего поведения, следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях неразрешенного микросоциального конфликта и личностного кризиса.

 

Проявление суицидального поведения - осознанное преднамеренное действие, направленное на добровольное лишение себя жизни (суицидальная попытка или самоубийство), а также проявление суицидальной активности, включающей в себя суицидальные намерения, высказывания, угрозы.

 

Суицидальное поведение: завершенные суициды, суицидальные попытки, демонстрации и имитации суицида, суицидальные замыслы, высказывания и угрозы.

 

Суицидальный риск - степень вероятности возникновения суицидальных побуждений и осуществления суицидальных попыток.

 

Факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего - внешние или внутренние условия, обстоятельства, провоцирующие несовершеннолетнего совершить осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни.

 

Суицидальные угрозы - намерения и действия, выраженные в устной, письменной или какой-либо иной форме, свидетельствующие о наличии у несовершеннолетнего суицидальной активности и вероятности совершения суицидальных действий.

 

6. Упражнение: «Мифы и факты» (15 мин).

Упражнение направлено на активизацию дискуссии
о самоубийствах и суицидальных попытках, стимуляцию самостоятельного мышления участников при обсуждении мифов и фактов, затрагивающих работу с людьми с высоким суицидальным риском.

Ведущий предлагает суждения о самоубийствах, участники высказывают мнение о том, согласны они с утверждением или нет. По желанию аргументируют свою точку зрения.

 

Комментарий для ведущего:

В данном упражнении ведущий может столкнуться с сопротивлением участников к изменениям своей точки зрения. Однако стоит подчеркнуть, что зачастую ошибочные утверждения о суицидах рождаются страхом столкнуться с трудной темой, их избегание свойственно многим людям. Важно знать факты о суицидальном риске дня того, чтобы в дальнейшем выбрать правильное действие по предотвращению опасной ситуации.

Вариант упражнения 2: участники делятся на подгруппы и обсуждают предложенные им суждения. Затем представитель от группы высказывает общее мнение для всех участников тренинга.

Примеры высказываний (мифов) можно найти в приложении 1 программы тренинга.

 

7. Упражнение: «Портрет подростка с суицидальным риском» (25 мин).

Упражнение направлено на актуализацию знаний педагогических работников о различных проявлениях переживания кризисной ситуации или суицидального риска, знакомство с основными признаками поведения подростка, указывающими на суицидальную опасность.

Участники делятся на подгруппы. Каждая подгруппа получает задание: используя ватман и карандаши (фломастеры), составить портрет подростка с суицидальным риском, опираясь на следующие сферы: 1 подгруппа - повеление подростка, 2 подгруппа - чувства подростка: 3 подгруппа - внешний вил; 4 подгруппа общение, коммуникация подростка. На составление портретов дается 15 минут.

Затем группы демонстрируют выполненное задание, ведущий дополняет и обобщает полученную информацию, озвучивает признаки неблагополучия в эмоциональной, поведенческой и социальной сферах для оценки суицидального риска учащихся (10 мин).

 

Комментарий для ведущего:

Список признаков (индикаторов) можно найти в приложении 2.

 

8. Упражнение: «Линия риска» (10 мин).

Упражнение направлено на развитие умения участников оценивать суицидальный риск.

На полу мелом чертится линия - «линия риска». Также
для обозначения линии можно использовать бумажный скотч, который следует приклеить к полу. На одном конце линии размещаются карточки
с надписью «ВЫСОКИЙ РИСК», на другом – «НИЗКИЙ РИСК». Карточка «СРЕДНИЙ РИСК» размещается ближе к середине линии.

Участникам раздаются карточки с написанными на них ситуациями (примеры карточек в приложении 3). Все по очереди зачитывают ситуации, написанные на их карточке, и коротко обосновывая, размещают её на том участке «линии риска», который, по их мнению, наиболее точно отражает степень риска. После выполнения задания ведущий обобщает полученные результаты.

 

Комментарии для ведущего:

Стоит четко обозначить уровни суицидального риска:

риск низкий: наличие мыслей (неоформленные мысли, например, "жизнь сложна", "лучше так не жить»);

риск средний: наличие мыслей и плана (оформленные мысли, например, "всем будет лучше без меня», «я уже не выдерживаю",
"я больше не хочу жить", наличие плана, например, наглотаться таблеток, прыгнуть из окна);

риск высокий: наличие мыслей, плана и средств (оформленные мысли; определенный план, наличие средства, с помощью которого подросток готов уйти из жизни, например, приобрел таблетки);

риск сверхвысокий: наличие мыслей, плана и средств, есть опыт попыток самоубийства в прошлом.

При обсуждении результатов выполненного задания стоит спросить у участников: для чего, по их мнению, важно оценить суицидальный риск? Можно пояснить, что такие знания позволяют выбрать правильную стратегию дальнейших действий педагога.

 

9. Теоретический блок «Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагогических работников»
(15 мин)
.

Упражнение направлено на актуализацию и углубление знаний нормативных документов (их содержание) о действии педагогических работников учреждений образования в ситуациях суицидального риска.

Ведущий группы рассказывает об основных положениях
и нормативных документах, регулирующих действия работников учреждений образования в ситуации суицидального риска. Информацию о документации можно найти в приложении 4.

 

Комментарий для ведущего:

Перед проведением занятия ведущему важно уточнить актуальность предложенных в приложении нормативных документов, регламентирующих деятельность педагогических работников учреждений образования.

Целесообразно не пересказывать все статьи нормативных документов. Важно дать пояснения основным положениям, которые важны в работе педагогического работника.

Рекомендуется использование мультимедийного сопровождения.

 

10.Упражнение «Диалог» (60 мин).

Упражнение направлено на формирование навыков ведения доверительной беседы с подростком.

 

Участники делятся на подгруппы по 3 человека. Каждая подгруппа получает задание: 1 - Разделиться на роли: подросток с суицидальным риском, 2 - педагог, который проводит беседу, 3 - наблюдатель. «Педагог» проводит беседу с «Подростком», «Наблюдатель» должен отметить личностные качества и стратегии поведения «Педагога», которые способствовали эффективному ведению беседы. Наблюдение может проводиться по схеме, бланк которой предлагается в приложении 6. На выполнение задания выделяется 10 минут.

После выполнения задания «Наблюдатель» делится своими наблюдениями, которые отмечаются на флипчате. Затем участник, который играл роль «Подростка», высказывает собственные чувства
и ощущения о том, что в поведении «Педагога» способствовало доверительной беседе. Его наблюдения также записываются. «Педагог» рассказывает о своих мыслях и чувствах по результатам проведенной беседы.

После завершения анализа беседы ведущий составляет полный портрет педагога, который проводит доверительную беседу с подростком эффективно. Резюмируя, предоставляет рекомендации к ведению беседы
с подростком, находящимся в кризисной ситуации. Примеры рекомендаций можно найти в приложении 6.

 

Комментарий для ведущего:

Возможен второй вариант проведения упражнения. Два участника сидят в центре круга, выполняя задание, остальные находятся с внешней стороны круга и ведут наблюдение. Анализ и рефлексия выполненного упражнения проводятся аналогично. Важно делать акцент
на эффективных сторонах ведения диалога, опираться на положительные качества «Педагога», ведущего диалог. Этот принцип позволяет закрепить имеющиеся навыки ведения беседы, впоследствии дополнив их новыми знаниями.

Для обобщения и резюмирования упражнения рекомендуется использование мультимедийного сопровождения.

Упражнение «План действий» (40 мин).

Упражнение направлено на разработку плана действий педагогов
в случаях выявления суицидального риска учащихся.

Участники делятся на подгруппы. Каждая подгруппа получает карточку с ситуацией из жизни подростка и задание: 1. Оцените степень суицидального риска в данной ситуации. 2. Разработайте план действий
в данной ситуации.

Каждая подгруппа рассказывает о своем случае, определяет степень суицидального риска, разрабатывает план действий. В завершении все группы делятся результатами и обмениваются мнениями.

 

Комментарий для ведущего:

Ведущий группы акцентирует, что каждая ситуация может иметь свои особенности и условия, в которых находятся обучающийся
и педагог, а умение верно оценить степень риска и знание нормативных инструкций позволит найти грамотное решение.

 

Заключение:

11. Упражнение «Сегодня я...» (5 минут).

Упражнение направлено на подведение итогов тренинга.

Участники пишут на стикерах о том, что было полезно и особенно важно для них на тренинге. Стикеры приклеиваются на флипчарт.

По желанию участники высказываются в кругу.

Комментарий для ведущего:

Ведущий группы может использовать анкеты для проведения рефлексии после тренинга. Пример анкеты рефлексии можно найти
в приложении 7.

 

 

Приложение 1

Мифы о суицидальном поведении

Миф

Реальность

Подросток, который говорит о суициде, на самом деле этого не сделает

За недели или месяцы до совершения суицида приблизительно 80% людей давали понять о своих намерениях близким и друзьям. Разговоры о суициде – это своего рода крик о помощи.

Только дети и подростки с психическими расстройствами имеют суицидально поведение

Большинство людей с психическими заболеваниями не думают о суициде. Кризисы, связанные с отношениями, с другими стрессорами жизни, также связаны с суицидальными мыслями и попытками.

Подростки с суицидальными наклонностями навсегда останутся такими. Они не могут измениться

Мысли о самоубийстве часто непродолжительные во времени и относятся к конкретной ситуации.

Суицид часто является попыткой контролировать временные болезненные эмоции. Социальная поддержка и лечение психических расстройств могут уменьшить душевную боль и суицидальные мысли.

Большинство суицидов происходит без предупреждения

Предостерегающие признаки вербальные, поведенческие, эмоциональные есть перед большинством суицидов.

Очень важно знать, распознавать признаки, связанные с суицидом.

Нет различий между мальчиками и девочками в статистике подростковых суицидов

Девочки значительно чаще, чем мальчики, думают о самоубийстве и делают попытки наложить на себя руки.

Девочки вдвое чаще, чем мальчики, рассказывают о своих суицидальных мыслях и в четыре раза чаще пытаются расстаться с жизнью.

Мальчики в пять раз чаще девочек гибнут в результате суицидальных попыток.

Разговор о суициде может подтолкнуть подростка его совершить

Практика показывает, что подросток хочет с кем-то поговорить об этом.

Стигма, связанная с суицидом, заставляет людей бояться говорить о нем. Разговор о суициде уменьшает стигму и позволяет людям:

-искать помощь,

- переосмысливать свои мысли,

- делиться своими историями с другими,

- найти выход из трудной ситуации.

 

Приложение 2

Признаки (индикаторы) суицидального риска

  • самоизоляция, ограничение контактов с окружающими;
  • пренебрежительное отношение к своей внешности и несоблюдение правил личной гигиены;
  • побеги из дома;
  • темы смерти и самоубийств становятся доминирующими
    в творчестве;
  • прослушивания тематической музыки, касающейся вопросов смерти;
  • потеря смысла жизни;
  • составление завещания, раздача личных вещей;
  • прямые или косвенные высказывания ребенка о суицидальных намерениях;
  • замедленность речи, заполнение речевых пауз глубокими вдохами, монотонность интонации;
  • признаки агрессии, направленной на себя, систематическое самообвинение;
  • отсутствие планов на будущее;
  • повышенная тревожность, перепады настроения;
  • осуществление различного рода ритуалов прощания;
  • самоповреждения;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение
    в «человека-одиночку»;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • начало или увеличение потребления табака, алкоголя
    или наркотиков;
  • инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках;
  • резкие изменения в поведении (необычное возбужденное поведение или снижение активности, безволие);

 

  • снижение успеваемости и прогулы в школе.

Приложение 3

 Оценка суицидального риска

 

Подросток часто говорит на тему смерти, проявляет сильный и постоянный интерес к этой теме

Подросток внезапно утратил интерес к своему внешнему виду и опрятности

Подросток часто прогуливает уроки

Подросток потерял интерес к ранее любимому занятию

Подросток носит преимущественно черную одежду, иногда с изображениями черепов

Подросток слушает мрачную, тяжелую музыку

Подросток увлекся философией, иногда рассуждает на тему конечности жизни

Подросток недавно потерял близкого человека (члена семьи/друга)

Подросток кажется постоянно уставшим, безразличным, опустошенным

Кто-то из близкого окружения подростка недавно покончил с собой

Подросток все свободное время проводит, играя в шутеры

Подросток возвращает окружающим долги или взятые у них вещи, раздаривает свои

Подросток внезапно перестает встречаться с друзьями, предпочитает оставаться дома или гулять одному

Подросток мало спит, выглядит постоянно усталым

Подросток быстро теряет вес, пропускает семейные приемы пищи, отказывается от любимых блюд

Подросток говорит о том, что его никто не понимает, что не верит, что может стать лучшим

Родители подростка разводятся, конфликтуют

Над подростком издеваются одноклассники

Подросток бросил кружок, на который в детстве его привели родители

У подростка внезапно снизилась школьная успеваемость

Подросток сообщает друзьям или родственникам о своем нежелании жить или намерении покончить с собой

Подросток часто закрывается один у себя в комнате, злится, когда родители заходят туда без стука

Девушка боится сообщить родителям о ранней нежелательной беременности

Подросток переживает неразделенную любовь

Разрыв значимых романтических отношений

Подросток поссорился с лучшим другом

Подросток с семьей переехал в другой город

Подросток перешел в новую школу

У подростка умирает любимое домашнее животное

У подростка появились рискованные увлечения

У подростка порезы и синяки на теле

Подросток в прошлом уже совершал попытки самоубийства

У подростка затяжной конфликт с одним из родителей

Девочка-подросток стала ярко, вызывающе краситься

Подросток увлекся холодным оружием

Одноклассники подростка подозревают его (ее) в гомосексуальности

Подросток не может добиться внимания со стороны возлюбленного(ой)

Подросток пережил(а) неудачный сексуальный опыт

Подросток стал(а) жертвой сексуального насилия

Подросток активно ищет и собирает информацию о самоубийстве (в Интернете, в книгах, прессе, кино)

Подросток внезапно начал курить или появляться дома в состоянии алкогольного опьянения

Подросток очень часто плачет, отказываясь объяснить причину

Подросток стал раздражительным, враждебным, часто агрессивно реагирует даже на мелочи

Подросток стал часто не ночевать дома

Подросток жалуется на головную боль или боль в желудке

Подросток мало общается с друзьями, свободное время проводит за чтением или другим хобби

Подросток замкнутый, ни с кем не общается, у него нет друзей

У подростка нет друзей в классе

Подросток делает себе татуировку, или пирсинг, красит волосы в необычный цвет

Подросток проводит очень много времени в компании друзей, мало времени уделяет учебе

Подросток говорит близким о том, что очень устал, зашел в тупик, не знает, зачем жить дальше

Подросток жалуется на то, что родители совершенно его не понимают

В семье родители очень строги к подростку, вводят множество ограничений, применяют физические наказания

Подросток размещает на своей страничке в социальных сетях депрессивные картинки и тексты

 

 

Приложение 4

Нормативно-правовые основы

 

1. Закон РБ 153-3 от 01.07.2010. Об оказании психологической помощи.

Статья 15. Обеспечение конфиденциальности при оказании психологической помощи.

Информация, полученная при оказании психологической помощи,
а также факт обращения за оказанием психологической помощи являются профессиональной тайной, охраняемой настоящим Законом. Документация психолога об оказании гражданину психологической помощи применяется только для служебного пользования. Выписка из документации психолога об оказании гражданину психологической помощи предоставляется по запросу этого гражданина или его законного представителя.

Сведения, составляющие профессиональную тайну, могут быть сообщены психологом третьим лицам только с согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

Предоставление сведений, указанных в части первой настоящей статьи, без согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя допускается по письменным запросам:

  • органов, ведущих уголовный процесс, в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством:

    руководителей государственных      организаций здравоохранения,    оказывающих психотерапевтическую, психиатрическую, наркологическую, сексологическую помощь,
для оказания такой помощи;

  • руководителей учреждений образования в целях улучшения условий организации обучения и воспитания обучающихся (воспитанников) этих учреждений.

Обязанность сохранять профессиональную тайну наравне
с психологами распространяется также на лиц, которым она стала известна в соответствии с настоящим Законом.

Психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными,
о психологических проблемах несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, при которых существует вероятность совершения
ими суицидальных действий.

Предоставление такой информации не является разглашением профессиональной тайны.

Статья 18. Условия оказания психологической помощи

Психологическая помощь гражданину оказывается с его согласия,
а несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет - также
с согласия одного из законных представителей,
за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

При оказании психологической помощи несовершеннолетним
в возрасте до четырнадцати лет согласия законных представителей не требуется:

  • при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;
  • в случае признания несовершеннолетнего находящимся
    в социально опасном положении, в том числе нуждающимся
    в государственной защите;
  • при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики
    в учреждениях образования и организациях здравоохранения;
  • в случае принудительного оказания медицинской помощи несовершеннолетним, страдающим психическими и поведенческими расстройствами, в государственных учреждениях здравоохранения.

 

2. Закон РБ № 349-3 от 07.01.2012. Об оказании психиатрической помощи.

 

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

 

Скорая (неотложная) психиатрическая помощь - форма оказания психиатрической помощи пациенту при внезапном возникновении
и (или) обострении у него психического расстройства (заболевания), которое требует срочного (неотложного) медицинского вмешательства
и может привести к совершению им действий, угрожающих его жизни
и (или) здоровью,
жизни и (или) здоровью иных лиц.

 

Статья 5. Медицинские работники, оказывающие психиатрическую помощь. Врачебно-консультационные комиссии.

При отсутствии возможности оказания скорой (неотложной) психиатрической помощи врачом-специалистом такая помощь может быть оказана медицинским         работником, имеющим высшее медицинское образование с иной квалификацией, чем у врача-специалиста (далее - врач иной специальности), и (или) медицинским работником, имеющим среднее специальное медицинское образование.

Статья 6. Презумпция отсутствия психического расстройства (заболевания)

Лицо считается не имеющим психического расстройства (заболевания), пока наличие психического расстройства (заболевания)
не будет установлено по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом.

 

Статья 16. Оказание психиатрической помощи

Пациентам, за исключением пациентов, которым психиатрическая помощь оказывается в принудительном порядке, а также пациентам, которые в соответствии с настоящим Законом подлежат диспансерному наблюдению, психиатрическая помощь может быть оказана анонимно.

 

Статья 17. Условия оказания психиатрической помощи

Несовершеннолетнему пациенту в возрасте до четырнадцати лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается в порядке, установленном настоящим Законом, с письменного согласия законного представителя.

В случае возражения одного из родителей, усыновителей (удочерителей) несовершеннолетнего пациента в возрасте
до четырнадцати лет или при их отсутствии либо отсутствии иного
его законного представителя, а также при отсутствии законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, оказание психиатрической помощи осуществляется
по решению органа опеки и попечительства.

 

Статья 18. Отказ от оказания психиатрической помощи

Пациент или его законный представитель имеют право отказаться
от оказания психиатрической помощи, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

В случае отказа от оказания психиатрической помощи пациенту
или его законному представителю должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

Отказ от оказания психиатрической помощи и сведения
о возможных последствиях отказа оформляются записью в медицинских документах
и подписываются пациентом или его законным представителем и врачом-специалистом.

  

Статья 19. Скорая (неотложная) психиатрическая помощь

При оказании скорой (неотложной) психиатрической помощи пациент, у которого внезапно возникло и (или) обострилось психическое расстройство (заболевание), которое требует срочного (неотложного) медицинскою вмешательства и может привести
к совершению им действий, угрожающих его жизни и (или) здоровью,
жизни и (или) здоровью иных лиц,независимо от его согласия либосогласия его законного представителя направляется медицинским работником, оказывающим скорую (неотложную) психиатрическую помощь, в психиатрический стационар.

Территориальный орган внутренних дел Республики Беларусь но месту жительства (месту пребывания) такого пациента оказывает содействие медицинским работникам в доставке его
в психиатрический стационар
в порядке, установленном Министерством здравоохранения согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

Госпитализация в стационар осуществляется с согласия родителей или официальных опекунов ребенка и показана:

-   во всех случаях повторных суицидальных попыток;

-   при наличии психических расстройств;

-   при наличии высокого риска суицидальных действий (устойчивых мыслей о самоубийстве; высоком уровне решимости умереть
в ближайшем будущем, т.е. в течение ближайших часов или дней; существовании плана, в котором используется насильственный и высоко летальный метод);

-   неблагоприятной семейной ситуации.

 

3. Постановление Минздрав РБ 7/5/13 15.01.2019. Об утверждении Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий
у несовершеннолетних.

 

К факторам высокого риска суицидальных действий
у несовершеннолетнего следует относить:

  • сведения о совершении попытки суицида;
  • намеренное нанесение самоповреждений;
  • демонстрация суицидальных угроз.

Выявление факторов риска суицидальных действий
у несовершеннолетнего осуществляется в пределах компетенции педагогическими работниками учреждений образования

(далее - педагогические работники).

Педагогические работники осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних
при осуществлении социально-педагогической поддержки обучающихся и оказании им психологической помощи.

При выявлении факторов риска суицидальных действий
у несовершеннолетнего субъекты профилактики в течение одного рабочего дня информируют законного представителя несовершеннолетнегоо возможностях:

  • получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования по месту обучения несовершеннолетнего;
  • получения психиатрической (психотерапевтической)
    и психологической помощи в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;
  • ограничения доступа к информации глобальной компьютерной сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками интернет-услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер программного обеспечения с функцией «родительского контроля».

Субъекты профилактики при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего с письменного согласия законного представителянесовершеннолетнего, оформленного
по форме согласно приложению
, в течение одного рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем:

  • в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего;
  • организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую (психотерапевтическую) и психологическую помощь;
  • по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.

В информации указываются:

  • фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего;
  • дата рождения;
  • адрес места жительства (места пребывания) несовершеннолетнего;
  • сведения о его законных представителях;
  • имеющиеся факторы риска суицидальных действий
    у несовершеннолетнего;
  • проявления суицидального поведения;
  • предпринятые меры, их эффективность.

В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право письменно ходатайствовать о приглашении законного представителя несовершеннолетнего на заседание комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего.

В случае выявления факторов риска суицидальных действий
у несовершеннолетнего либо получения соответствующей информации педагогические работники
в течение одного рабочего дня с момента выявления или поступления информации предлагают несовершеннолетнему, его законному представителю психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку
в учреждении образования,
в случае их согласия - обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законному представителю психологической помаши и социально-педагогической поддержки
в учреждении образования.

Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают охрану общественного порядка по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего, имеющего факторы риска суицидальных действий, при оказании ему медицинской помощи в случае наличия угрозы жизни
и здоровью несовершеннолетнего и (или) иных лиц.

При получении информации о несовершеннолетнем, демонстрирующем прямые суицидальные угрозы и (или) находящемся
в состоянии активных суицидальных действий,субъектыпрофилактики принимают необходимые меры по предотвращениюсовершения суицида несовершеннолетним и осуществляютнезамедлительное выполнение мероприятий, изложенных в пунктах 8, 9, 11-13 настоящей Инструкции, в целях информировании законного представителя о суицидальных действиях несовершеннолетнего
и обеспечении оказания ему своевременной психологической

и медицинской помощи в порядке, установленном законодательством.

 

4. Приложение 5 к Инструктивно-методическому письму «Особенности организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году». МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И ВОВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АКТИВНЫЕ ДЕСТРУКТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА И ИГРЫ

 

5. Алгоритм действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению (письмо Министерства Образования РБ от 26.12.2017 № И-10-20/502).

 

1. Выявление несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, осуществляется в пределах компетенции работниками учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел (далее - субъекты профилактики):

  • при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому;
  • при получении информации об аутоагрессивном поведении несовершеннолетнего в ходе мониторинга сети Интернет либо
    при поступлении заявлений граждан;
    • педагогическими работниками   при проведении бесед
      с обучающимися, наблюдении за ними, получении информации
      в отношении несовершеннолетних от третьих лиц (одноклассников, одногруппников. друзей, родственников) о склонности
      к суицидоопасному поведению;
  • педагогами-психологами учреждений образования -
    при проведении психодиагностического исследования суицидального поведения обучающихся.

 

2. К категории несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, следует относить несовершеннолетних:

  • совершивших попытку суицида;
  • имеющих тенденцию к самоповреждению;
  • демонстрирующих суицидальные угрозы (прямые либо завуалированные);
  • переживающие тяжелые утраты (смерть родителя, значимого человека, особенно в течение первого года после потери);
  • находящихся в конфликтных ситуациях (проблемы
    во взаимоотношениях с социальным окружением, выраженные семейные проблемы (уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и др.);
  • имеющих признаки депрессивного расстройства.

 

3. При выявлении несовершеннолетнего, склонного
к суицидоопасному поведению, субъекты профилактики в течение 1 дня информируют законных представителей несовершеннолетнего

о возможностях:

  • Получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки, специализированной помощи (психологической, психотерапевтической, психиатрической)
    в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства несовершеннолетнего;
  • Ограничения доступа к информации сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, а также путем установления на персональный компьютер антивирусного программного обеспечения с функцией «родительского контроля».
  • Субъекты профилактики при выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, с согласия законных представителей несовершеннолетнего, в течение 1 рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего, организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую помощь по месту жительства несовершеннолетнего.

 

4. В случае выявления несовершеннолетнего, склонного
к суицидоопасному поведению, либо получения соответствующей информации:

  • Работники учреждения образования в течение 3 рабочих дней
    с момента поступления информации предлагают законным представителям и несовершеннолетнему психологическую помощь
    и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования;
    в случае согласия - обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законным представителям психологической помощи и социально- педагогической поддержки в учреждении образования;
    • В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право приглашать законных представителей несовершеннолетнего на заседание территориальной комиссии по делам несовершеннолетних в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

6. Уголовный кодекс РБ

 

Статья 145. Доведение до самоубийства

1. Доведение лица до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок
до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное в отношении лица, находившегося в материальной или иной зависимости от виновного, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет
или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.

Приложение 5

 

Бланк обратной связи

 

Телесные признаки включенности:

 -    поза, в которой сидит педагог;

 -    жесты;

 -   вовлеченное выражение глаз;

 -   ритм дыхания.

 Речевые признаки включенности:

-   понятные собеседнику слова;

-    активное слушание (паузы);

-   использует вопросы (открытые, закрытые);

-   использует утверждения.

Эмоциональные признаки включенности:

-   выражение эмоций соответствует ситуации;

-   выраженность эмоций (эмоции отсутствуют, слабо выражены, в достаточной степени, чрезмерно);

-  дополнительные комментарии.

   

 

Приложение 6

 

Рекомендации к ведению беседы с подростком, находящемся в кризисной ситуации

 При беседе с ребенком необходимо придерживаться следующих правил:

  • Быть спокойным, не паниковать. Важно, чтобы ваше личное эмоциональное состояние не выходило из-под контроля.
  • Выбрать место беседы без посторонних лиц. Никто не должен слышать и прерывать разговор.
  • Пространство во время беседы между вами должно быть свободным. Исключите расположение через стол.
  • Приглашать на беседу следует лично, без участия третьих лиц.
  • Необходимо запастись временем. Следует показать ребенку, что важнее этой беседы для вас ничего нет. Во время разговора не стоит отвлекаться на другие дела, вести записи и посматривать на часы.
  • Помнить о том, что нотации, критика, повышенный
    и эмоциональный тон речи не эффективны, а даже вредны (ребенок может закрыться и ничего не рассказать). Необходимо строить беседу
    на доброжелательном и безоценочном отношении к нему.
  • Дайте возможность ребенку высказаться, не перебивайте, говорите только тогда, когда он перестанет говорить.
  • Ориентируйтесь на события, нормы и ценности ребенка, исключая акцент на социально принятые нормы и правила.

 

Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии.

 Если ребенок говорит: «Ненавижу учебу, школу, учителей родителей и т. п.»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

- «С кем ты можешь поговорить, когда тяжело на душе?»;

- «Кто в твоей жизни сейчас наиболее важен и дорог?»:

- «Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?»

 Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Когда я был (а) в твоем возрасте...»;

- «Не ленись, займись делом!».

 

  • Если ребенок говорит: «Я расстроен, все кажется таким безнадежным...»

 Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

- «Люди могут испытывать разные эмоции, могут быть подавлены, грустить. Наши чувства и эмоции подают нам сигнал о том,
что происходит. Когда человек чувствует безнадежность, можно подумать, какие проблемы у него есть и какую из них надо решить
в первую очередь»;

- «Иногда мы чувствуем себя подавленными, неспособными
что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

 Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»;

- «Ты ведь живешь гораздо в лучших условиях, чем другие дети. Тебе бы следовало благодарить судьбу»;

- «Хватит ныть».

  • Если ребенок говорит: «Я совершил ужасный поступок...»

 Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

- «Давай сядем и поговорим об этом»;

- «Я готов (а) тебя поддержать, если ты захочешь»;

- «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации».

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Надо было сначала думать, потом делать!»;

- «Что посеешь, то и пожнешь!».

 Если ребенок говорит: «Всем было бы лучше без меня!»

 Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

- «Кому именно?»;

- «На кого ты обижен?»;

- «Ты очень много значишь для нас, меня очень беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?».

 Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

  • Если ребенок говорит: «Вы не понимаете меня!»

 Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

- «Что я сейчас должен/должна понять? Я действительно хочу
это знать. Для меня это важно»;

- «Что бы помогло тебе прямо сейчас почувствовать себя лучше?».

 

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Я очень хорошо тебя понимаю»;

- «Кто же может понять современных детей? Мы были другие».

 Если ребенок говорит: «А если у меня не получится?»

 Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

- «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»;

- «Случались ли уже в твоей жизни похожие ситуации? Как тебе тогда удавалось с ними справиться?».

 Нерекомендуемые варианты ответа:

«Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!».